MENU

«Прежде чем открыть бизнес, нужно узнать фундаментальные вещи, посетить такие тренинги, как “СЭБ”»: Махмуд Абдуллаев после прохождения тренинга

05.07.2022 • Блог Александра Высоцкого, Публикации

Махмуд Абдуллаев — владелец первого ресторана узбекской кухни в Сеуле, Южная Корея. Ресторан Lazzat, что в переводе с узбекского «смак» — это семейный бизнес, который Махмуд основал со своей женой-поваром. Долго время они работали только вдвоём, но сейчас штат состоит из 5 человек. Как изменилась точка зрения на ведение бизнеса и какие точки роста после прохождения практикума наметил для себя Махмуд, ресторатор рассказал нашему консультанту Юлии Дубровиной.

Махмуд, расскажите, почему вы выбрали именно Южную Корею для открытия ресторана?

Я живу тут с 2009 года. Приехал из Узбекистана из-за своего первого бизнеса. Дома я продавал автозапчасти, и однажды друг сказал мне, что в Южной Корее их дешевле закупать, плюс они более высокого качества. 

Я получил инвестиционную визу и начал пересылать корейские запчасти в Узбекистан. В 2013 году я решил переехать сюда на ПМЖ и забрать семью, потому что в Сеуле намного больше перспектив для открытия своего дела. Тогда мои партнёры начали сотрудничать с Китаем и заказывать запчасти там, потому что выросло их качество и были более низкие цены. У меня стало меньше работы в этой области, и я решил заняться чем-то другим. 

Меня всегда удивляло в Сеуле, что на весь огромный город нет ни одного ресторана узбекской кухни. Моя жена как раз работала поваром в Узбекистане, и я решил открыть вместе с ней семейный бизнес. Так в 2013 году появился ресторан Lazzat.

Расскажите подробнее, как вы открыли ресторан?

Сначала я вообще не понимал как работает этот бизнес. Даже не сразу понял, что лучше открыть: кафе, ресторан или столовую. Когда остановил свой выбор на ресторане, начал разбираться, какие приборы нужны, как оформить зал и прочее. 

Блюда у нас всегда были на высшем уровне — жена очень хороший повар. Название, которое у нас сейчас, Lazzat, появилось не сразу. Сначала его раскритиковали мои друзья. Сказали, что никто ничего не поймёт. Поэтому я выбрал попроще — Bon Appetit. Но так я добился только неумения клиентов: люди видели французское название, приходили, а мы предлагали узбекскую еду. Многие просто вставали и покидали заведение. Это длилось 5 месяцев, о нас узнавали только через «сарафанное радио». Это ударило по бюджету, мы были в долгах. 15 000$ нужно было отдать за коммунальные услуги и аренду. 

Я нанял людей, которые помогают популяризовать компанию за комиссионные. Они предложили поставить более низкие ценники на блюда и привлекать клиентов скидками. Сначала я был категорически против: у нас и так были проблемы с деньгами, я боялся, что снижение цен вообще нас убьёт. Но мы всё нашли решение и приготовили особые блюда по низким ценам. После этого запустили рекламу и к нам пошли клиенты.

А в 2015 году мы попали на съёмки международной передачи, и наша популярность выросла в разы. Иногда мы даже не успевали обслуживать людей и многих клиентов просто теряли. Я знал, что люди нас не винят, так как видят — нас всего двое.

До прохождения «СЭБ» я не мог собрать большую команду, потому что не знал как правильно управлять: делегировать, добиваться результатов, ставить задачи. Я действовал неправильно. Александр Высоцкий такой подход называет «лучше сам сделаю». 

Как вы развивались дальше?

После выхода этой программы, мы стали очень известны. 80% информации в интернете по запросу «узбекский ресторан» было о нас. К тому моменту мы уже сменили своё французское название на нынешнее Lazzat. Помимо той программы, мы участвовали ещё в нескольких, а также в разных фестивалях, чтобы продвигать бизнес.

Так как наши познания в ресторанном бизнесе были ещё на нуле, мы не соблюдали многих правил, не умели ставить планы. Иногда на кухне заканчивались необходимые продукты и приходилось срочно бегать их искать.

Что изменилось в вашем бизнесе, когда вы прошли «СЭБ»?

Я обычно злился на сотрудников, если они не понимали, чего я хочу, и только на «СЭБ» пришло осознание, как ставить задачи, чтобы они были выполнены. Теперь сразу во время найма мы обговариваем, чего я хочу от человека и если он согласен это выполнять, то выходит на испытательный срок. Кстати, сейчас я легче реагирую на отказы со мной работать. Раньше меня обижало, если человек не соглашается сотрудничать из-за того что ему, например, долго добираться от дома до работы. 

Раньше мы с женой неправильно вели бизнес: всё время ставили друг другу задачи. Но потом я внедрил оргструктуру и понял, что перекрёстного подчинения быть не может. Если я владелец — жена не может мной руководить. 

Самое главное, что я понял об управлении: никогда нельзя принимать незаконченную работу от подчинённых и делать её самому. Тогда люди привыкнут, что можно перекинуть обязанности на другого и всё равно получать деньги и будут делать так постоянно. Теперь я не участвую в рутинных процессах: закупке продуктов, выборе посуды. Мы наладили письменную коммуникацию и хотим внедрить электронный учёт необходимых для готовки продуктов.

Какие ещё нововведения хотите добавить?

Нужно нанимать новых сотрудников, а для этого нужна эффективная система найма. «СЭБ» открыл мне глаза на правило, что для успешного развития компании сотрудников всегда должно хватать с запасом.

Ещё хочу автоматизировать работу рестораны. Чтобы вместо общения с официантами, люди выбирали блюда на планшетах и отправляли заказ.

Мне сейчас постоянно поступают предложения открыть франшизы в разных странах, но я не буду этого делать, пока не приведу в порядок дела в главном ресторане.

После прохождения тренинга у вас изменились подходы к ведению бизнеса построению команды?

С автозапчастями было легко работать, нужно было только делать заказы, отправлять их по адресу и забирать комиссионные. Ресторанный бизнес я полюбил внезапно: сначала открыл его только, чтобы иметь возможность задержаться в Южной Корее, а потом по-настоящему прикипел к этому делу. 

Я был на многих курсах, где учили управлять бизнесом, но именно у Александро Высоцкого задумался о том как здорово было б расширять свой бизнес. 

Я хочу быть эффективным руководителем. Мне даже не нужно большая команда: если я буду работать один, то своими силами смогу покрыть все затраты. Но люди нужны, чтобы было кому работать с клиентами, когда бизнес масштабируется.

Раньше я считал, что мне нужно очень мало денег: только на еду и одежду. Но сейчас понимаю, что могу заниматься благотворительностью и быть спонсором общественных проектов, если буду много зарабатывать.

  В каком направлении теперь будет двигаться ваша компания?

Я задумался над открытием франшизы. Так как мне сложно было достать продукты для моего халяльного ресторан, я нашёл поставщика из Саудовской Аравии, он помог мне и предложил открыть филиал в его стране. Также есть вариант открыться в Японии. Если я всё это осилю, то дела с франшизами пойдут быстрее.

У вас есть рекомендация для других владельцев бизнеса?

Посещайте такие тренинги как «СЭБ», особенно до запуска бизнеса. Вы должны узнать базовые вещи о том, как работают компании. Если бы со мной поделились такими знаниями, когда я только открывал ресторан, то он уже был бы совершенно на другом уровне. Занимайтесь в первую очередь построением организационной структуры. 

Благодарю Александра Высоцкого и его команду за такую полезную информацию. Я многим делюсь со своими друзьями и родственниками и они тоже благодарны за эти знания, так как это полезно для них.

Comments are closed.

« »